Ребенок и гаджеты: как построить здоровые отношения

Ребенок и гаджеты: как построить здоровые отношения.

От технологий никуда не деться, это часть нашей жизни. Невозможно полностью оградить современных детей от телефона, планшета, приставки и других устройств. Но как выстроить баланс, чтобы гаджеты не вредили и не вызывали зависимость – объясняет педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Геннадьевна Исаева.

Сейчас смартфон – это не просто игрушка, а важный инструмент общения. Интерес к гаджетам возникает уже на раннем этапе развития: часто бывает, что дети еще говорить толком не научились, а уже тянут руки к маминому телефону. При наличии правильно подобранного контента гаджеты помогают детям развиваться, учиться, отдыхать, общаться, играть, делиться впечатлениями. Главное, правильно распределить время нахождения ребенка в виртуальном пространстве.

Чем опасны гаджеты

Согласно исследованиям, постоянное использование телефона или компьютера перед сном нарушает качество сна, повышает уровень тревожности, может привести к депрессии или избыточной агрессии. Также могут пострадать когнитивные функции, возникнуть проблемы с концентрацией внимания и памятью.

Но главная опасность даже не в этом: гаджеты вызывают дофаминовую зависимость. Когда мы листаем соцсети или интернет-магазины, смотрим ролики на Youtube, вырабатывается дофамин – гормон радости. Хочется снова и снова получать эти приятные ощущения, поэтому отказаться от цифровых развлечений так трудно. Когда дети остаются без телефона, они чувствуют беспокойство. И найти деятельность, способную заменить гаджет и составить ему конкуренцию, становится непросто.

Что говорят специалисты: сколько времени допустимо проводить в телефоне

Согласно рекомендациям ВОЗ:

  • детям до 3 лет вообще не рекомендуется использование гаджетов;
  • детям дошкольного возраста допускается проводить онлайн по 15 минут, но не более часа в сутки;
  • в младшем школьном возрасте норма взаимодействия с цифровыми устройствами увеличивается до 1,5–2 часов.

Отмечу, что под гаджетами подразумевается и планшет, и телефон, и телевизор, и игровые приставки. И если дошкольник «просидел» час в телефоне, это не значит, что теперь можно сменить устройство и посмотреть мультфильмы на планшете. При распределении цифровой нагрузки стоит также учитывать время, которое ученик затратил на выполнение задач в школе на электронных носителях: электронная доска, планшет, образовательные приложения.

Лаборатория Касперского изучила цифровые привычки детей и провела исследование, в результате которого выяснилось: в России больше 50% детей проводят за электронными устройствами от 1 до 4 часов в день. А 26% находятся онлайн практически постоянно. Обычно интернет используют для игр, просмотра видео, общения с друзьями и подготовки к занятиям.

У 54% детей в возрасте 4-6 лет уже есть свой телефон, а в школьном возрасте этот показатель достигает 97%. Чем старше ребенок, тем сильнее он привязан к телефону: почти 70% российских подростков 14-16 лет почти не выпускают его из рук.

Но не только детям, а в принципе современному человеку сложно контролировать свое внимание и время. Наверняка вы замечали – зашли ответить на сообщение, а потом поняли, что прошло в лучшем случае полчаса. Мы блуждаем по вкладкам, а дети по просторам Тик-Тока – у каждого своя форма зависимости. В информационном поле такое большое количество информации, что легко потеряться. Требуется определенная дисциплина!

Важно учитывать нагрузку ребенка – как физическую, так и умственную. Если в семье не соблюдается режим дня, баланс нагрузки и отдыха, то чрезмерное нахождение за компьютером может негативно сказаться на состоянии ребенка и стать причиной плохого самочувствия. Не рекомендуется пользоваться гаджетами во время приема пищи, а также позже, чем за час до ночного сна.

Если взрослый учел все факторы и рассчитал, какое среднее время ребенок провел в устройствах в школе, важно договориться о том, каким контентом можно пользоваться дома, а что – запрещено. Определять список приложений и платформ желательно совместно с ребенком, учитывая его интересы и потребности.

Как снизить экранное время

  • Попробуйте заинтересовать ребенка другими активностями. Никто не спорит, что онлайн-курсы – это удобно, но в качестве альтернативы лучше записать его в обычный кружок, где будет живое общение. Если его интересуют видеоигры, можно в выходной отправиться на захватывающий квест или поиграть в настольные игры.
  • Занятия спортом – отличное переключение от экранов мониторов и отдых для глаз и психики.
  • Определите в квартире «свободные зоны» — места, которые будут свободны от гаджетов. Например, договоритесь, что на кухне за завтраком/обедом/ужином никто не берет в руки телефон. Это место офлайн-общения, где можно обсудить события за день, обговорить планы.
  • Не забывайте, что дети копируют поведение взрослых. И считают правильным все, что от них исходит. Если ребенок видит, что мама и папа постоянно сидят в телефоне, у него возникает законный вопрос – а почему тогда мне нельзя? Договариваясь с ребенком о соблюдении «режима гаджетов» справедливо будет и взрослым пересмотреть свои привычки: сколько часов вы проводите онлайн? Как часто проверяете почту, листаете новости и соцсети? Если ли у вас дни, свободные от гаджетов? Например, суббота или воскресенье.
  • Выбирайте полезные приложения, которые помогают тренировать внимание и мышление. Обычно они разрабатываются при участии детских психологов и педагогов, учитывают развитие ребенка в каждом возрасте. Такие игры направлены на развитие логики, памяти, интересное изучение иностранного языка.

 

Забрать телефон и вручить в руки книгу — это не решение проблемы, а демонстрация родительской власти. Постарайтесь привить ребенку вкус к реальному миру и событиям в нем, заинтересовать его другим досугом.

Жара и беременность: как себя вести, чтобы не навредить

Источник: 7ya.ru

Shopping Cart