Почему похвала бывает вредна

Почему похвала бывает вредна0

«Какая ты молодец», «Умница!» — часто слышала я в своем школьном детстве. Возможно, вы тоже. И внутри что-то вспыхивало, хотелось расправить плечи и стараться ещё и ещё.

Больше половины родителей в нашей стране ежедневно хвалят своих детей. Разве это плохо?

Давайте посмотрим, какая бывает похвала и к чему она может привести.

1. Интенсивная похвала. Когда ребенок часто слышит: «Ты такой молодец!» в ответ на свои действия или слова, то возникает несколько неоднозначных моментов:

Хочется всегда быть «умницей», хорошим, правильным. Как поется в песенке из мультфильма «Холодное сердце», «Будь хорошей девочкой для всех». Формируется зависимость от оценок и похвалы — всё нужно делать так, чтобы заметили, похвалили. Важна не столько ценность сделанного, сколько положительный отклик. И ребёнок гонится за ним, а если не получает, то теряет интерес, ищет новое.

Пишу об этом с печалью, так как сама была отличницей, воспитанной на «умнице» и пятерках. И стремилась вызубрить все к уроку, к зачету, к экзамену, заработать красный диплом, написать диссертацию… На этом этапе я сошла с дистанции: поняла, что не хочу жить ради высоких оценок окружающих, что есть более важные ценности.

Появляется дезориентация и чувство неловкости. Ребёнок не понимает, за что хвалят, ведь его поведение далеко от особенного и не заслуживает высокой оценки. Так, например, бабушка хвалит внука за то, что он хорошо ест, или мама может превозносить школьника, потому что он повесил на вешалку школьную форму или почистил свою обувь, но так должно быть, и ничего выдающегося здесь нет!

Ожидание похвалы может привести к тому, что дети не будут заниматься тем, за что их не похвалят.

Самоощущение ребёнка начинает зависеть от количества выполненных им ожиданий окружающих. В моей практике были клиенты, которые сильно расстраивались, если не могли выполнить то, чего от них ждали, и за что они получили бы гарантированную похвалу.

Но вряд ли родителям хочется, чтобы доброе отношение к себе их ребёнка так сильно зависело от внешней оценки.

2. Оценочная похвала. Порой родители говорят: «Ты — самая красивая!», «Ты — самый умный». Понимаю, что для каждого родителя его ребенок самый-самый, но только для него — у других мам и пап свои кумиры. К чему такие слова могут привести?

К неадекватному восприятию себя и мира. То есть мир ребенка выстраивается по принципу солнечной системы: он – солнышко, а все остальные вращаются вокруг него.

Но мир не такой, и рано или поздно ребёнок столкнётся с тем, что для остальных он не самый лучший. И тогда он или бунтует, доказывая, что остальные не правы, или замыкается, обижается, теряет друзей, считает врагами тех, кто говорит правду. «Меня никто не понимает, одна только мама и считает, что в беге мне нет равных!» — говорил Упрямец – главный герой книги «Из Я-града в Ты-град» М. Вингопулу.

Ребенок может стать неуверенным и тревожным, потому что ему вообще не понятно, на что опираться, какой он. Мама говорит одно, воспитатель или учитель — другое, друзья — третье. И все эти оценки сложно склеить в целостный образ.

Источник

Shopping Cart