Как воспитать в ребенке благодарность

Как воспитать в ребенке благодарность0

— Мам, а я хочу игрушку! Почему ты ее не покупаешь? – заныла четырехлетняя Соня, когда мы вышли из магазина.

«Так я только что купила тебе заколки, которые ты попросила!» — мысленно возмутилась я.

— Подожди, давай вспомним, что мы сейчас для тебя выбрали?

— Ну, заколки. А я хочу еще! — Соня готова расплакаться.

Начинаю объяснять, что да, конечно, можно всегда смотреть на то, чего еще нет, и очень переживать. А можно вспомнить о том, что уже есть. И порадоваться.

— Давай подумаем, что у тебя теперь есть две красивые заколочки – розовая единорожка и радуга, и завтра ты можешь их надеть в садик.

— Да, могу — уже повеселее откликается Сонька, держа меня за руку. – А то так можно все время еще и еще. И весь дом будет в игрушках.

***

Думаю, что ситуация, когда ребенок требует еще, едва взглянув на то, что ему купили, знакома многим родителям. Быстренько порадовался и побежал дальше. И родителям печально: хочется, чтобы ценил – и купленное, и приготовленное, да и просто чистоту в доме, которую создает мама. Относился бережно, с благодарностью.

Предлагаю вместе порассуждать. Как вы думаете, в каких случаях благодарность у ребенка не вырастет?

Все для тебя

Давайте представим: ребенку все покупают, бабушка или родители как добрые волшебники выполняют все, что только ребенок пожелает – и собаку, и игрушки, и в кружки-секции, какие хочет.

«Ведь наше детство было полным лишений, нам почти ничего не покупали, пусть хоть он порадуется. Детство должно быть наполненным!» — думают они.

И я их понимаю. Правда хочется порадовать любимого ребенка или внука. Проблема в том, что он перестает ценить то, что на него волшебным образом сыпется с неба, может стать более требовательным, не хочет ничего или не знает, чего еще пожелать, потому что никаких усилий прилагать не нужно. Только захоти – и все будет, как у Незнайки из сказки Носова, когда у него появилась волшебная палочка.

Для того, чтобы ребенок ценил блага, важно два условия: мера и собственный вклад.

Меру, то есть сколько и чего давать, покупать, разрешать ребенку, определяют сами родители в каждой конкретной семье. Когда слишком мало, когда достаточно, а когда уже избыточно. Приведу пример со сладким. В каких-то семьях детям дают его во время каждой еды, кто-то устанавливает правила – одна печенька/конфета в день. Или в неделю. Важно, чтобы это было согласовано со всеми членами семьи, то есть правила были едиными.

Вклад ребенка – еще одно условие. Когда ребенок по мере сил делает что-то, помогает, а не просто получает все готовое.

Например, если он хочет собаку, то обговариваются обязанности, а не только игры с ней. Если он хочет пригласить гостей, то помогает маме с уборкой и приготовлением еды. Чем старше ребенок, тем больше обязанностей он может выполнять. Причем на постоянной основе, не только по праздникам или перед ними.

На консультациях я часто слышу от родителей подростков, что сын или дочь ничего не делают по дому, посуду и то не допросишься помыть. Это вызывает много печали, злости, чувства безысходности у родителей.

Источник

Shopping Cart